Действие
нормативно-правового акта означает
установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы
для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые
рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы
этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему
нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к
должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти
предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие
окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также
обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных,
информационных и тому подобных средств.
Следовательно, для каждого нормативно-правового акта
необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в
пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье
поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от
своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения
правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и
сферы действия самого нормативного акта.
1. Действие нормативно-правового акта во времени
ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты
юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в
специально принятом по этому поводу акте.
Время вступления нормативно-правовых актов в действие
не может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных
юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с
организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением
материальных средств и т.д. Поэтому слишком быстрое введение таких актов может
вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего
государственного механизма. В связи с этим иногда приходится практиковать
поэтапное вступление в действие актов, принятых центральными органами
государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий
ГК РФ.
В то же время существуют ситуации, требующие
оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют
правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы,
часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом
секретности, и т.д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени.
Существуют следующие основные варианты
введения нормативно-правовых актов в действие:
1) с момента принятия или подписания;
2) с момента опубликования;
3) по истечении определенного срока с момента
опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. №
5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные
конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания
вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по
истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами
или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);
4) со времени, указанного в данном акте или в
специально принятом по этому поводу акте;
5) с момента получения адресатом и т.д.
По общему правилу, действие нормативного акта
распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие.
Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной
жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового
положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо
сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая
ответственность) ему придается обратная сила, т.е. он оказывает регулирующее
воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие.
Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются
наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические
последствия не пересматриваются) характер.
Нормативно-правовые акты утрачивают
юридическую силу и перестают действовать в случаях:
1) истечения срока, на который был принят акт;
2) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан
акт;
3) прямой официальной отмены акта или признания акта
неконституционным;
4) фактической отмены (когда принят новый акт,
регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
5) вступления в силу международного договора, которому
противоречит внутригосударственный акт.
Следует различать прекращение действия нормативного
акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда
РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта
Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является
подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его
недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта
юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа,
издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.
В качестве исключения иногда допускается «переживание»
закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать
некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной
смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу
своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически
нейтральные правовые нормативы.
2. Действие нормативно-правового акта в пространстве
предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия
соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть
территории, отличающуюся особыми экономическими, национально-политическими,
климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого
государства есть территории, на которые не распространяется действие его
законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они
наделяются свойством экстерриториальности.
3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц
предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан,
проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого
органа (либо государства в целом, либо отдельного региона), что не исключает
адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных
категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего
Севера, и т.д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные
граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства,
лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных
с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в
вооруженных силах и т.п.).
Таким образом, нормативно-правовые акты имеют
временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий