Правовые отношения возникают в процессе реализации
правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания.
Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми
нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в
них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных
административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный
интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие
правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и
функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим
законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.
Административно-правовое отношение, как и все другие
правоотношения, имеет структуру а именно системную совокупность
взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения —
субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности;
поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
Субъект — это участник
(сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный
соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению
управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений
(управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные
лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях,
определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды
(например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения
при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при
управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е.
физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере
исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть:
граждане; государственные служащие; органы управления (администрация)
государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций;
соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные
органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.
Практически объектом управления следует считать деятельность
этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
Каждое материальное и процессуальное
административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь
прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения.
Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения — всегда
соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот.
Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их
взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение
обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое
поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям,
сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается
правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется. Например, ст. 13 Федерального закона от 31 июля 1995
г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что
к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное
исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу,
выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения,
нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает
необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство
административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К
участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих
обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры
государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.
Административная
ответственность — вид юридической ответственности, который определяет
обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера
за совершение административного правонарушения.
Особенности административной
ответственности
·
Национализированность
·
Назначается
только за административные проступки
·
Субъект
ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц
·
Административная
ответственность применяется к не подчиненным лицам
·
Не влечет за
собой судимость
Виды
·
Административная
ответственность физических лиц
·
Административная
ответственность граждан РФ
·
Административная
ответственность иностранных граждан, иностранных юрид. лиц и лиц без
гражданства
·
Административная
ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
·
Административная
ответственность должностных лиц
·
Административная
ответственность военнослужащих
·
Административная
ответственность юридических лиц РФ
·
Административная
ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо
других объектов недвижимости
Установление административной ответственности
Установление административной ответственности является
правотворческой, точнее — законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в
соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях:
федеральном и региональном. Субъектом административной ответственности может
быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и организация,
то есть юридическое лицо.
Признаки административной ответственности и виды
административных взысканий
Административная ответственность — разновидность
юридической ответственности, которая выражается в применении административного
наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие
административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ:
«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность». С учетом этого определения можно
называть следующие признаки административного правонарушения:
·
Деяние - акт
волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный
сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности
присяжного заседателя);
·
Антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина, государства и общества:
обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в
содержащихся в нем правовых нормах;
·
Виновность -
аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2
«Формы вины» КоАП РФ);
·
Противоправность -
ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную
ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.
Важно понятие наказуемости, при которой
административное наказание является установленной государством мерой
ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП
РФ).
Виды административных взысканий определены в ст. 3.2
КоАП РФ. За совершение административных правонарушений могут применяться
следующие административные наказания:
·
Предупреждение. Это
выносимое официальное порицание управляемым органом в письменной форме,
установленной законодательством;
·
Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье,
устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
·
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вещь,
продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее
продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (не применяется, т.
к. ст. 3.6 КоАП РФ утратила силу с 1 июля 2011 года)
·
Конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения. Это
аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
·
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты,
управления транспортным средством и т. п.);
·
Административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на
срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или
режима в зоне проведения контр террористической операции — до 30 суток;
·
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства;
·
Дисквалификация. Это
лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном
органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим
лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;
·
Административное приостановление деятельности.
·
Административный запрет на посещение мест проведения официальных
спортивных соревнований в дни их проведения (введен Федеральным законом от 23.07.2013 N
192-ФЗ; вступил в силу с 20 января 2014)
Комментариев нет:
Отправить комментарий