Искусство представляет собой
специфическое явление. С одной стороны, это форма общественного сознания,
в которой фиксируется, прежде всего, эстетическое отношение к миру, а, с
другой, это интеллектуальное освоение объективного мира с помощью образа и
изменение этого мира согласно представлением о том каким этот мир должен
быть.
Эстетическое
отношение, сформировавшись на заре человеческого общества, всегда находятся в
процессе непрестанного изменения, развития. Вкусы людей меняются, их идеалы и
эстетическое переживание. Одним словом происходит художественное развитие
человечества.
Каждая форма
общественного сознания фиксирует окружающую действительность в присущих ей
специфических средствах. С помощью понятий и терминов она осваивает окружающую
действительность в философии и науке, с помощью норм в морали.
Формой
отражения действительности в искусстве является образ. Образ – единица
мышления, построенная на принципе свободных ассоциативных связей и
предназначенная для «угадывания» содержания мысли и его домысливание. Поэтому
искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир
образов, который обладает относительной самостоятельностью. В соответствии с
природой искусства и присущих ему моментов (эстетического, познавательного и
идеологического) художественное произведение оценивается с точки зрения
красоты, правдивости и идейности.
Любая форма
общественного сознания, в том числе и искусство, связана с действительностью
через свои функции. Познание действительности, активное идеологическое и
эстетическое преобразование художником жизненного материала, создание
произведения искусства – это лишь одна сторона. Другая сторона – это
целенаправленное воздействие на поведение людей, на их чувства и мысли,
духовное преобразование потребителя искусства – человека согласно тому
направлению развития общества, в котором он живёт. Сила искусства в
непосредственном и непринужденном воздействии на человека, а через нее на всё
общество.
Еще одной
функцией искусства является трансляция во времени и пространстве поколением
людей опыта освоения окружающего мира. Трансляция опыта осуществляется для
того, чтобы человек обратился к основаниям своего понимания мира, через
сопоставление своих целей и целей, ценностей предыдущих поколений, других
культур, другого человека осуществляется преемственность поколений. Однако
самое главное для того, чтобы человек научился выстраивать свою жизненную
стратегию, учитывая опыт предыдущих поколений, опыт других культур и своих
современников.
Искусство –
это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии
общественных явлений и оказывает большое влияние на развитие общества. В
единстве всех своих сторон – эстетической, познавательной, идеологической –
искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей
доступности, конкретности, наглядности огромной силой воздействия на умы и
сердца людей.
Прежде
всего, искусство формирует чувства человека. Затем человек обращается к
познанию оснований идеалов. Так, начинается развитие его интеллекта. Видя не
совпадение должного и существующего вокруг себя, человек либо начинает
воплощать свое представление о должном в жизнь, либо принимать существующее как
должное. Так начинается формирование его воли.
Таким
образом, искусство способствует социализации человека. Оно вводит его в
культуру, пробуждая волю к активно творческому преобразованию существующего порядка.
Искусство – сложное комплексное образование, которое выполняет ряд важных
общественных функций, прежде всего задачу социализации человека. Оно формирует
отношение к действительности посредством непосредственного и непринужденного
влияния на человека, задавая ход его мысли и направляя практическое действие
человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий