пятница, 5 июня 2015 г.

Конституционные принципы национальной политики в РФ. Международные отношения

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная поли­тика включает стратегические задачи жизнедеятельности го­сударства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этни­ческих общностей и межэтнических отношений обычно на­зывается этнической политикой, или политикой в отно­шении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализа­ции.
 Главной задачей государственной национальной поли­тики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной осно­вы для их развития на принципах добровольного, равноправ­ного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осущест­вляться в границах соблюдения прав человека.
 В разное время и в различных странах национальная по­литика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассими­ляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, кон­фессиональной и иной принадлежности в другую (соответс­твующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

 Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обнов­ление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного госу­дарства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную по­литику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Рос­сийской Федерации».После распада СССР начался новый этап в развитии наше­го государства на основе традиций российской государствен­ности, принципов федерализма и гражданского общества.
 Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:
 - развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
Основные принципы национальной политики в России
• Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
• Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
• Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Междунаро́дные отноше́ния — это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований.

Несмотря на то, что международные отношения существуют с древних времён, сам термин появился сравнительно недавно — его ввёл английский философ Дж. Бентам, определивший под ними прежде всего стихийно возникшие отношения крупных национальных государств, стержнем которых являются политические отношения[1].
Критерии
·         Специфика участников. По мнению известного французского философа и социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.
·         Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.
·         Критерий локализации. По мнению французского исследователя М. Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».
·         МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания[2].
Классификация
1.   на основе классового критерия
·         отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)
·         отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)
·         переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)
2.   на основе общецивилизационного критерия
·         МО, основанные на балансе сил
·         МО, основанные на балансе интересов
3.   по сферам общественной жизни
·         экономические
·         политические
·         военно-стратегические
·         культурные
·         идеологические
4.   на основе взаимодействующих участников
·         межгосударственные отношения
·         межпартийные отношения
·         отношения между международными организациямиТНК, частными лицами
5.   по степени развития и интенсивности
·         отношения высокого уровня
·         отношения среднего уровня
·         отношения низкого уровня
6.   на основе геополитического критерия
·         глобальные/общепланетные
·         региональные
·         субрегиональные
7.   по степени напряжённости
·         отношения стабильности и нестабильности
·         отношения доверия и вражды
·         отношения сотрудничества и конфликта
·         отношения мира и войны[2]
Закономерности
Главным действующим лицом МО является государство. Основная форма его деятельности — дипломатия. В последнее время набирают популярность идеитранснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других акторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает.
1.   Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).
2.   Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).
3.   Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.
4.   Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию[3].
Универсальность закономерностей МО заключается в том, что:
·         Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом.
·         Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.
·         Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.
Поскольку предметная область теории международных отношений — это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания. Более того, до не давнего времени она рассматривалась, как один из разделов политической науки. На начальном этапе развития современной политологии, не уделялось внимание международным отношениям. Первая мировая война изменила ситуацию. Многие государственные деятели находились в плену устаревших представлений и суждений и не до конца предвидели последствия принимаемых ими решений. Итоги войны подтолкнули научное сообщество внимательнее подойти к теме международных отношений. По окончанию второй мировой войны созданная в рамках системы ООН, спец организация по вопросам культуры и образования — ЮНЕСКО — провела ряд мероприятий по конституированию политологии в качестве международной, признанной научной дисциплины. Структура полит науки:
   1) Политическая теория
   2) Теория политических институтов
   3) Изучение партий, групп, общественного мнения
   4) Теория международных отношений
была широко распространена на западе благодаря большому количеству мыслителей (в основном американских) В СССР, в период оттепели было создано множество научно-исследовательских центров с международной тематикой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий